воскресенье, 13 сентября 2009 г.

Марина и Сергей Дяченко "Vita Nostra". Метаморфозы – 1

Прочитал «Vita Nostra», несколько дней её осмысливал. Книга сложная, с несколькими подтекстами и, сразу признаюсь, с концовкой, которую я не понял. Последние несколько страниц стали для меня загадкой. Не потому, что плохо написано, нет, не поэтому, написано как раз таки хорошо, но вот однозначного варианта их толкования концовка не оставляет. Дяченко предоставили читателю самому на основании прочитанного представить какая именно была концовка.

Но давайте по порядку. Сюжет начинается с того, что обычной девочке Саше, когда она была на море с мамой, сделали предложение, от которого она не смогла отказаться. Ей пришлось выполнять странные и пугающие её задания, проявлять недюжинную силу воли и «призом» стало зачисление в институт Специальных технологий города Торпы. И то, что ей казалось пугающим и странным ранее, теперь ни шло, ни в какое сравненье, с тем, что она увидела в институте. Далее ей предстоит сложная учеба и множество необычных открытий.

Если взять внешний слой сюжета, то он тот, который я привел в абзаце выше. Как видите ничего особенного: отпуск, последний класс школы, институт. Но под этой простой скрывается другая реальность, пугающая до дрожи. В этом сочетании, страшное в обычном, авторы мне напомнили Стивена Кинга, признанного мастера такого рода сюжетов.

Далее, ближе к концу книги, страх уходит и открывается другая сторона новой реальности, прекрасная и завораживающая. Пройдя через боль и страдание, мы видим чудо, и понимаем, как же всем нам охота хоть немножечко чудес. Все это мы видим глазами девочки Саши, сюжет буквально проходит через её душу, чувства и переживания.

В последней четверти книги, авторы показывают еще одну нить сюжета, как мне кажется очень многообещающую, про «изначальную, чистую речь». Говоря об этой нити, трудно обойтись без спойлеров, поэтому будем просто надеяться, что Дяченко еще разовьют эту идею в других книгах.

Я давно не встречал в литературе такого сочетания обычного и чудесного. У Панова, например, в его серии «La Mystique De Moscou – 3» чудо сильно разбавлено приключением. В «Vita Nostra» же все приключения, которые случаются, происходят в основном в самом обычном окружении с минимальными внешними эффектами. В книге их ровно столько, сколько необходимо для сюжета, ведь вся соль книги заключается во внутреннем восприятии главной героини. После прочтения этой книги я понял, почему авторы назвали серию «Метаморфозы». Мы от первых до последних страниц видим метаморфозу главной героини, её перерождение.

Естественно, когда делается упор на внутреннюю составляющую, язык авторов должен быть на очень высоком уровне. К счастью, Дяченко им обладают. Предложения, которые они строят, чем-то напоминают хороший удар в бильярде – четкий, точный, эффективный и при необходимости играют от трех бортов.

Недавно мне сказали, что в любой рецензии должно быть в первую очередь описано то, что хотел сказать автор. Выразить идею этой книги мне очень сложно, как я уже говорил, концовка для меня во многом загадка, но мне кажется это – Любовь. Именно поиски любви, попытка понять, что такое любовь и составляют последний слой этой замечательной книги. Хотел привести замечательные строчки, прозвучавшие в конце книги, но опять-таки это будет спойлер, поэтому решил открыть новый раздел на своем блоге – цитаты. Может быть позже, когда я еще раз прочитаю и найду, то, что пропустил при первом прочтении, я изменю свое мнение насчет идеи книги, но не сейчас.

Резюмируя мой отзыв, рекомендую книгу к прочтению всем любителям хорошего психологического фэнтези. Любителям приключений, динамики и драйва книга не рекомендуется, так как может навеять скуку.

Спасибо Дяченко за замечательную книгу. Жду с нетерпеньем продолжения, кстати, никто не знает, планируется ли третьи Метаморфозы?

Купить на Озоне - Марина и Сергей Дяченко "Vita Nostra"

Купить в электронном виде на Литресе Марина и Сергей Дяченко "Vita Nostra"

Оценки по пятибалльной шкале
Сюжет 5
Образность персонажей 5
Язык 5
Литературная достоверность 4+
Жанр Психологическое фэнтези
Можно ли читать Читать всем, кроме больших любителей драйва.
Общая оценка Отлично

4 комментария:

  1. Книга интересная, вот окончание я бы сказала совсем никакое!!! А сама книга увлекает очень.

    ОтветитьУдалить
  2. не читал, но осуждаю

    ОтветитьУдалить
  3. Я тоже не понял окончания :( Хотя практически до конца читал взахлеб и с удовольствием, но концовка оставила ощущение пустоты и незавершенности. Второй день осмысливаю.

    Забавно сходство с "Руигатом", про который я написал краткое резюме и где мне как раз посоветовали Vita Nostra: http://myx.ostankin.net/ruigat

    Тоже жесткая школа, куда набирают людей, не объясняя, зачем, и не давая возможности бросить учебу. И возможность наблюдать медленный, но верный прогресс обучаемых.

    ОтветитьУдалить
  4. Прочитала.
    Чой-то вспомнились годы учебы в вузе. Наши преподы, конечно, не Стерх и ко, но лейтмотив "берите, глупые птенцы, пока дают" был. И таки да, мы были глупыми птенцами. А потом подумалось, что некоторые задания из школьной программы сына-второклассника для него также абсурдны, как текстовые модули Портнова. Прямо встали перед глазами его стенания: "за что? зачем? Я этого никогда не напишу, не выучу, не прочту... Я не смогу!" Теперь я знаю, что ему отвечать, что-то насчет "не требую невозможного..." :)

    Но это то, что на поверхности, первые реакции, первые отзывы души. Там, кроме мотива ученичества и преодоления много всего вкусного, я люблю такие мыслевзрывательные вещи.

    ОтветитьУдалить